Всё про дисграфию!


«
Почему не каждому дается грамота?»

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. 

Частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ (высших психических функций), участвующих в письме называют дисграфией. 

Дисграфия встречается у 5-15% младших школьников и у 3-7 % детей от 10 до 16 лет. При отсутствии своевременной помощи к 6-му-7-му классу количество специфических ошибок может уменьшиться, но возрасти во много раз количество орфографических ошибок.

Частичное нарушение процесса чтения – дислексия, проявляется:
— в затруднениях опознания и узнавания букв и слиянии букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова и к искажению понимания прочитанного. 

Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР — алалия, афазия и т. п.  

В 1 полугодие первого года обучения – у ребенка трудности в овладении письмом; 2 полугодие 1 класса или первое полугодие 2 класса – это уже нарушение формирования процесса письма или чтения; 2 полугодие 2 класса – уже логопед ставит заключение дисграфия; Третий год обучения – дизорфография (у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы). Ребенок знает правила, а применить не может. 

Почему возникает дисграфия?

1.  Все дело в маме. Ребенок не виноват! 

Одной из самых частых причин дисграфии у детей является нарушение функции их головного мозга, возникшее в процессе патологически протекающей беременности мамы, родов, либо осложнений, которые развились в первые дни жизни новорожденного. Если центральная нервная система у ребеночка развивается особенным образом, если она сформирована недостаточно полноценно, то это неизбежно скажется на формировании его речи, памяти, мышления. Для определения причин возникновения проблем и выбора наиболее эффективного пути их решения, специалисты внимательно анализируют не только нынешнее состояние ребенка, но и периоды раннего развития малыша. Когда ребенок пошел, сказал первые слова, чем и как часто болел –   все это важно помнить и при обнаруженных «неполадках» необходимо своевременно обращаться за помощью, а не ждать, когда все пройдет само.
2. Специфические ошибки на письме в школе – следствие нарушения устной речи дошкольников!  

К сожалению, канули в прошлое вечера, когда родители читали детям сказки, а детки рассказывали, как прошел день в детском саду. Часто разговор родителей с малышом ограничивается короткими отрывистыми фразами: «Ел? Дрался?» Не редко мама и не ждет ответа ребенка, сама отвечает за него.  В повседневном общении такой диалогической речи бывает вполне достаточно. Что касается школы, то в ней к речи учеников предъявляются гораздо более серьезные требования. 

Школьник должен уметь рассказывать, его речь должна быть грамматически правильно оформлена, у него должен быть хороший словарный запас, правильно сформировано звукопроизношение. Он должен научиться замечать свои ошибки и планировать свои действия.

  Скажите, как ребенок будет читать и запоминать текст, если половина слов ему не понятна? Как он напишет правильно то или иное слово, если в устной речи он допускает ошибки, которые часто кажутся родителям смешными и даже милыми. Вот и получается в тетрадке не «сковородка», а «скововодка», не «милиционер», а «миницер». Когда ребенок начнет писать слова, ему важно их проговаривать. А если у малыша нарушено звукопроизношение, то и напишет он, скорее всего, так, как скажет – с ошибками. 

Таким образом, до школы у ребенка должна быть полностью сформирована устная речь. 

3. Трудности левши

Несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может вызывать трудности в освоении письменной речи.
это — несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). 

Необходимо иметь в виду, что все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления или невнимательности. 

Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки. 

Формы дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Представляет отражение неправильного произношения звуков на письме. Пишет так, как говорит. Проявляется в виде пропусков, замены и смешения букв. 

2. Фонематическая (акустическая). При этой форме дисграфии детям трудно услышать звуковой состав слова — проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Слово «щетка» пишется как «четка», «дочка» как «точка». Что-то ребенок слышит и понимает точно, а что-то очень приблизительно. Если звуковой образ у ребенка оказывается нарушенным, он не в состоянии отличить сходные, близкие по звучанию звуки (каска – кашка, лук – люк, миска–мишка). 

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Проявляется на уровне слова и на уровне предложения: пропуски гласных букв или согласных букв. Пропуски согласных без стечения (чаще при ЗПР). Слитное написание предлогов или раздельное написание приставок. Раздельное написание слов.

4. Аграмматическая дисграфия. Обусловлена недостаточностью лексико-грамматических и синтаксических обобщений. Ребенок пишет вопреки правилам грамматики («выбежал из дерева», «девочка пошел», «выходные день»). Обычно проявляется с 3-го класса. Выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовывать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия. Обусловлена неустойчивостью зрительных представлений, нарушениями оптико-пространственного гнозиса и конструктивного мышления. Нарушение буквенного восприятия, пространственных представлений проявляется в трудностях усвоения букв, их заменах и искажениях на письме и при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (З-Э, Р-Ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (Л-Д, З–В), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (Н–П–И, Т–Г).
Дизорфография. При дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы. На странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок знает правила, а применить не может. 

Итак, что же могут сделать родители, обнаружив такие специфические ошибки в тетради своего ребенка, помимо того, что обратиться к логопеду?

1. Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
      Существует методика, по которой ребенок пишет карандашом, а взрослый не исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

На первых этапах работа идет в основном устная: это упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. 
    Если задали на дом прочитать текст или много писать, важно чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит детям, страдающим нарушениями письменной речи, лучше справиться с домашним заданием.

Игры и задания для профилактики и коррекции дисграфии.

Вы можете посоветовать давать ребенку упражнение «корректурная проба». Оно принесет пользу любому ученику. Что это такое?
Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р-л, с-ш и т.д.

Упр. с «числами». Ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от О до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.

Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии — ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма. 

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что «Письмо – это сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи. 

     Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда, родителей и учителя. Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.         

Желаю успехов!

                              Подготовил учитель-логопед: Терёхина Е.А.